Главная » Статьи » Персонали

Сулумбек Шахботович Евлоев

Сулумбеку было 6 лет, когда он вместе с семьей был депортирован в Казахскую ССР, где они обосновались в городе Балхаш Карагандинской области. Здесь он поступает в среднюю школу, которую закончил на круглые пятерки, но золотой медали выпускнику – представителю репрессированного народа не полагалось.
После возвращения из ссылки на историческую родину в 1959 году он поступает в горно-металлургический институт в городе Орджоникидзе. Он отдает предпочтение технической специальности, выбрав факультет «Электромеханика». Указанное учебное заведение он закончил с отличием в 1965 году.
Свою трудовую деятельность дипломированный специалист связал с Назрановским заводом «Электроинструмент». Через короткий отрезок времени, отметив его организаторские и рационализаторские способности, руководство завода назначает его начальником отдела.
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР выдает ему в 1967 году за изобретение авторское свидетельство. Сулумбек проработал на заводе «Электроинструмент» до 1972 года, при этом возглавлял разные отделы, затем перешел на должность инженера по охране труда в дорожное управление. В 1987 году заслуженный ветеран труда ушел на пенсию.
Большое желание совершенствовать свои знания привело Сулумбека в 1983 году в Ленинградский государственный педагогический институт, он поступил на восточный факультет по специальности «Арабский язык и литература» и успешно его закончил.
Он получил два высших образования, наряду со светским имел высшее духовное и статус духовного наставника.
Тяготение к духовному совершенствованию приводит его к уважаемому исламоведу Магомеду Оздоеву. В период запрета на осуществление религиозных деяний, он в течение шести лет обучался подпольно и получил высшее духовное образование.
В 1972 году Сулумбек-Хаджи организовывает подпольную исламскую школу, в которой по ночам обучались молодые ребята, желавшие получить исламские знания, впоследствии ставшие хорошими исламоведами, которые нашли себя в том числе и в качестве преподавателей исламского института. Это было богоугодное дело, но в те далекие семидесятые годы приходилось через каждые двое суток менять место обучения, так как эти занятия были под запретом и наказуемы.
С. Евлоев вел активную общественно-политическую и духовную жизнь, был разносторонним, политически грамотным и деятельным человеком, неординарной и целеустремленной личностью.

У Сулумбека Шахбо-товича была богатая событиями судьба. Он не любил рассказывать о себе.
Ислам – религия физической и духовной чистоты, в ней нет ничего незначительного, в исламе все важно.
Свое большое желание построить мечеть – дом Всевышнего Аллаха – Сулумбек начал претворять в жизнь в 1979 году, когда на улице Ленина начал тайное строительство Назрановской мечети. За такие вольности могли посадить или придумать другие виды наказания.
Но не успели верующие выложить полностью стены, как о тайной стройке узнали спецорганы, которые отреагировали немедленно, и мечеть была конфискована. Такая печальная судьба ждала все духовные сооружения в тот период.
Своим долгом Сулумбек считал реставрацию мечети в селении Барсуки, которая более ста лет назад была построена жителем города Владикавказа Мухтаровым. В советское время в этой мечети располагались мастерские промкомбината.
Началась трехлетняя борьба верующих за возвращение Барсукинской мечети, когда в сентябре 1980 года Совет по делам религии Совета министров СССР зарегистрировал религиозный объект для города Назрани и выделил для моления верующих Барсукинскую мечеть.
Своим решением Назрановский райисполком вернул им построенную в Назрани на улице Ленина мечеть, где впоследствии Сулумбеку-Хаджи привелось работать имамом.
Его отец, Шахбот Евлоев, был муллой и тамадой в столице Ингушской автономной области во Владикавказе, в семье которого царили прочные исламские устои. Так прошли младенческие годы Сулумбека. Таким образом, выбор жизненного пути Сулумбека был неслучайным.
Затем он становится имамом села Насыр-Корт.
В 2001 году в поселке Карца Пригородного района на средства С. Евлоева была построена мечеть. Он был первым муфтием Пригородного района, имамом Куртатинской мечети, преподавал в мусульманском университете исламские науки. Он стал первым муфтием Республики Ингушетия, являлся одним из самых образованных мулл.
В статье «Жизнь как чудесный факел» Муслим Барахоев («Северный Кавказ» от 5 октября 2010 года) пишет о том, что один стремится к бессмертию, продолжению своего рода, другой – делает большие земные дела, чтобы обессмертить свое имя, и только третий ведет праведную и святую жизнь, чтобы достигнуть бессмертия как жизнь вечную. К числу последних относился первый муфтий Ингушетии, имам села Насыр-Корт, ныне покойный Сулумбек Шахботович Евлоев.
Каждая его новая проповедь в мечети была направлена на просвещение подрастающего поколения, передачу накопленных за годы проповедничества знаний об исламе. Его молитвы были направлены на укрепление морали и нравственности в обществе, сохранение семейных и исламских традиций.
Ему были присущи принципы взаимопонимания, терпимости, сострадания, поддержки, которые он привил семье – в воспитании детей, тем самым укрепляя свою семью.
Он говорил, что Аллах все видит и если кто-то думает, что что-то останется безнаказанным, то ошибается.
Сулумбек всегда находился в бесконечном поиске, находил архивные материалы о нашей истории, говорил, что мы должны говорить и писать о подвигах наших соотечественников, о заслугах ингушей перед Россией. Это нужно всем нам, в первую очередь, нашей молодежи. У нас богатая история.
В 2005 году он стал одним из авторов декларации ученых-мусульман республики, где наряду с другими пунктами он выделил, что мечети – дома Аллаха, воздвигнутые для служения Аллаху и обучения религии – также являются необходимостью для единства и равноправия.
Вспоминаются эпизоды, участником которых был Сулумбек-Хаджи, когда осенью 1992 года после известных событий многие родные и близкие не могли подойти, взглянуть и опознать своих растерзанных братьев и сестер, Сулумбек Евлоев собственноручно подготавливал трупы к похоронному процессу. Многие тогда говорили о нем как о настоящем человеке, что он «визза къонах и эздий саг».
Сулумбек-мулла подчеркивал, что настоящее и будущее нашего народа зависят от степени нашей добропорядочности, единства и действий и мы ответственны за все, что происходит у нас.
Сулумбек-Хаджи вырастил 8 детей, четверых сыновей и стольких же дочерей. Все они получили достойное воспитание и высшее образование. Два сына работают в Москве: один в компании «Руснефть» директором департамента по сбыту нефти и газа, другой – на руководящей должности в таможенных структурах. Двое других – предприниматели. Все дочери замужем, создали достойные семьи.
На вопрос, по какому принципу он воспитывал своих детей, Сулумбек ответил: «Главным в воспитании детей было исполнение религиозных обрядов, служение Создателю, прививал им духовные ценности, затем уже светское образование».
Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «После смерти человека его деяния, заслуживающие благого воздаяния, прекращаются, за исключением трех: постоянной милостыни, полезного знания и сына, молящегося за него». В этом отношении Сулумбеку-Хаджи повезло, у него четверо сыновей, которых он достойно воспитал, молящихся за него.
В одном из хадисов Пророка (с.а.с.) говорится: «После смерти раб скажет: Господи! Откуда эта награда? Всевышний Аллах ответит: «Твой сын помолился за тебя, совершил покаяние».
Сулумбек дал своим детям престижное светское образование, правильные нравственные ориентиры, воспитание в духе ислама, порядочности и добра.
Великий ученый ислама Газали, подчеркивая ответственность родителей за воспитание, говорил, что ребенок для родителей является подарком, данным на попечение и хранение. Ребенок – это чистая, плодородная почва: если посеять в нее зерно добра, то добро вернется, если же зерно будет испорченным, злым, то зло вернется.
Таким образом, наставляя на хорошее и побуждая ребенка к хорошим поступкам, можно вырастить хорошего человека. Воспитание в детстве, как говорят в народе, подобно «вышивке на камне», а в старости – подобно «письму на воде».
14 февраля 2008 года Сулумбека-Хаджи не стало. Он умер в четверг и был похоронен в пятницу в селе Али-юрт после обеденного намаза.
В памяти народа останется первая мечеть в Назрани – дело его рук, избрание его первым муфтием республики, благотворительность, проповедническая деятельность и многие другие дела.
Сегодня, может, мы не так осознаем потерю. Он многим помогал, любил свой народ. К нему всегда приходили люди с разными вопросами и он всегда старался всем помочь и помогал.
До последнего дня жизни он выделял средства на строительство мечетей по всей республике, занимался благотворительной деятельностью. Нельзя не отметить его подвижнической деятельности на ниве духовного возрождения Ингушетии, масштабности, природной интеллигентности, национального духа, его жизненных позиций. Религия стала его основным смыслом жизни.
Сулумбек Шахботович при жизни заслужил уважительное отношение к себе своими делами, отношением к вере, человечностью и добром, был этим счастлив и оставил о себе добрую память.
Сулумбек-Хаджи, уверен, был счастливым человеком не только потому, что у него была хорошая семья и близкие родственники, но и большое желание быть полезным своей республике, народу и для многих – духовным наставником.
На этой земле мы – гости, каждому отведен свой срок, который необходимо прожить достойно. Сулумбек, как верующий человек, не испытывал духовной пустоты, жизнь его была наполнена светом веры и надежды. Он прожил свою жизнь, просвещая молодое поколение и прихожан мечетей, где ему пришлось быть имамом.
Сулумбек прожил достойную, богатую событиями жизнь, прошел по пути, предначертанному Всевышним, главным своим предназначением считая служение Аллаху.
Истинная ценность любого дела измеряется по его итогам.

 

Ингушский проект "Народная история"

 

 

Категория: Персонали | Добавил: israpil2 (12.06.2017)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar